Построение на полее боя

Совсем недавно осознал один забавный факт: игроки забивают на построения. Нуфаги не знают, как и зачем ими пользоваться, в нетворк-блицах на них нет времени, а в пбемах большинство предпочитают блобы и собирают в них все: пехоту, лучников, небо и Аллаха. Потому что БОНУС К МОРАЛИ.

Забавно то, что даже BATYA не пояснит нуфагу за построения. Не потому что BATYA ими не пользуется, но по другой причине: они имеют минорно-третьесортное значение, если со стратегией все в порядке.

Итак, под ПОСТРОЕНИЯМИ я понимаю построение армии в широком смысле, а не игровое понятие (box, line и тд). Дано: поздняя эпоха, Ульм и Богарусь. Ульмовский блесс - E4N7, у Богаруси хайблесс B9. Ульм выучил alteration до 4х, Богарусь - evocation до тех же 4х. Две армии (пикрелейтед) вступают в абстрактный бой. Сейчас не будем задаваться вопросом, почему в армиях именно такие войска, а не какие-то другие, почему так мало магунов и подобное.

Армия Ванарусов

Vanarus

 

Армия Ульма

Ulm

Армия Ульма нападает на армию Богаруси. Игроки не парятся с построениями ВООБЩЕ - тупо один большой БЛОБ судьбы двигает на другой такой же. Магуны не поскриптованы.

На поле танки грохотали

В итоге мы получаем рандомный бред на поле боя, тотал морал фейлур Ульма (75 сбежавших человек из 125 сражающихся - и это при том, что в их броне хрен сбежишь) и победу Богаруси ценой потери практически всех хлыстов и львиной части пехотинцев, которых и без того было не очень много.

4 2 mini

Шутки шутками, а я реально видел ТАКОЕ - полный игнор построений и скриптинга игроками Вопросы на повестке дня:

  • Как, играя за Богарусь, избежать таких потерь при очевидном численном перевесе (славян ВДВОЕ больше)?
  • Есть ли у Ульма шансы на победу? Диванные тактики могут высказать мнение в любое время.
  • У кого НА САМОМ деле преимушество при условии, что оба игрока умеют в боевые хитрости?
  • Так важны ли построения, или ОП поехал?

Итак, тот же бой, другие игроки.

За Ульм играет юный падаван хотя нет, пусть будет поехавший КРЕАТИВЩИК. Вот как он мыслит (все, что в кавычках - почти дословные цитаты, подслушанные в конфе): "Поставлю лучников в коробку. ДА! ГЕНИАЛЬНО! Если даже враг подойдет и атакует первую шеренгу, ДРУГИЕ СМОГУТ СТРЕЛЯТЬ, лал! Ну каким надо быть идиотом, чтобы выстраивать луки в линию? Пфф. Тем более БУСТ К МОРАЛЕ! Естественно, они будут стоят сзади. Я же не дебил их вперед сувать. Объединю арбалетчиков с разбойниками - меньше слотов будут занимать. Мага скриптовать не буду - АИ хотя бы сможет играть по обстоятельствам, а я могу напортачить. Кавалерию ПУЩУ ПО ФЛАНГУ! А пехоту соберу ВОЕДИНО! Я так люблю себя! А это что? Гули с алебардами? Ну идите вон посередке, пох. Наман карочи план такой: арбалеты стреляют, пехота нагибает, кавалерия со стороны заходит, маг кокойто бред наколдует!" Работу над ошибками мы сделаем после боя, но сразу скажу, что даже ТАК лучше, чем просто ходить с БЛОБОМ СУДЬБЫ.

ulm fomation ulm formation2

Ну а мы переходим к Богаруси. Ею управляет игрок, у которого все в порядке с дедукцией, но немного не хватает практики/тестинга/внимания/тупо желания делать на совесть. Эдакий вонаби-батя. Вот как размышляет он: "Моя задача - победить с минимальными потерями. Но если потерь не избежать, пусть я потеряю хлыстов - я для этого и брал B9. Поэтому хлыстов я поставлю в первый ряд с приказом атаковать ближайших врагов с первого хода. Разобью их на разреженную линию - таким образом их будет сложнее расстрелять из луков, и они смогут поймать кавалерию на флангах, если таковая будет. Лучников я разобью на две части и, само собой, выстрою в линию. Ведь если их поставить коробкой, то их легко можно будет расстрелять или убить каким-нибудь злым спеллом. Одну линию лучников я поставлю в тылу с приказом стрелять по ближайшим врагам. А второю поставлю поближе с приказом стрелять по вражеским лучником и отходить в случае приближения врага. Чем больше целей у лучников, тем выше шанс попасть в командира. Пехоту я разобью на 3 части: тяжелая пехота из мечников и копейщиков по флангам и легкая пехота с топорами посередине. Дам им приказ подождать перед атакой - тогда хлысты смогут разбить строй, а лучники и маги - ослабить противника по мере сил. Кавалерии у меня достаточно, чтобы разбить на два полноценных отряда. Приказ - сначала ждать (иначе лучники и магуны вмиг нагнут), а потом атаковать самых задних врагов, до которых получится дотянуться. Окружить вражескую армию всегда хорошо, к тому же в тылу частенько ставят командиров. Теперь надо заскриптовать магов и пристов. У меня два приста 3го уровня (епарх и князь-профет) и один 2го(ПЯТИКРАТНЫЙ АНГЕЛ). Пусть епарх наколдует диванное благословение и смайтит. А князь просто смайтит. Ведь если не проскриптовать им смайты вручную они, дурачки, будут ЦЕРЕМОНИТЬ ОТВАГОЙ, а с этим справится и ангел. Впрочем, ему достаточно проскриптовать только один ход (чтобы случайно не колдонул благословение), а там пусть действует на свое усмотрение. Возможно, у врага много гулей с алебардами - тогда баниш будет лучше церемоний. Теперь маги - пускай колдуют фаерболы и магма-болты. У первого армор пирсинг, у второго высокий дамаг. Чтож, так будет норм". Богарусский игрок в чем-то прав, но и он допустил несколько ошибок.

rus formation2 rus formation

Теперь смотрим на сам бой.  Первый ход, вид сверху. Ничего не предвещает беды.

Поле брани

Уровень IQ РУПРЕХТА, вероятнее всего, превышает таковой у игрока Ульма, потому что черный священник забивает на всякое колдунство и проводит церемонию мужества на Коробчане Косоглазых Инвалидов. Технически, для единственного магуна в армии, это глупейший проеб хода. Но в ДАННЫХ обстоятельствах можно сказать, что Рупрехт только что предотвратил морал фейлур.

Криворукие, но ободренные, рейндежры Ульма дают ЗАЛП в то время, как благословенный намедни конник убивает хлыста, чудом резистя ответку (с маг.резом 10 - это довольно удачно срезистил). Второму везет чуть меньше: убив двоих хлыстов, он получил от одного минорную ответку на 4 хп.

boi1 1 boi1 2

Пихота двух армий СБЛИЖАЕТСЯ, а у нас третий ход. "Да подожди, ОП. Ты поехал? А как же пьяный хач-мастер?", - о нем можно больше не волноваться, господа. Это прист первого уровня. У него только блессинг и баниш. Если блессить и бинишить некого, он будет ПРОСТО СТОЯТЬ. Именно так, не заскриптуешь туга - он так и простоит на месте целый бой.

И по традиции - фоербол. В этот раз даже ПОПАЛ. С самого начала князь Паша и епарх Леша умудряются СМАЙТАНУТЬ одного из черных конных нагибателей, снеся ему половину хп и нанеся увечье СТРАХ ПЕРЕД БИТВОЙ.

boi1 3

Леонтий, которому игрок-Богарусь скриптанул один лишь первый ход, тоже молодец. Как только дохлые алебардийщики подошли на расстояние спелла, пятиразовый ангел принялся их бодро ИЗГОНЯТЬ. Не то, чтоб это получалось метко (изгонял он скорее снег рядом с гулями), но вместе с огнем от фоербола смотрится обнадеживающе. Тут стоит обратить внимание, что дохлые алебарды хоть и нежить, но мораль имеют почти что человеческую. Ульму не стоит тешить себя ложными надеждами: если ситуация дойдет до задницы, они побегут вполне по-человечески. Саня-алхимик в этом ходу тоже не обосрался, а вполне даже убил двух копейщиков болтами магмы, что вполне себе успех.

А вот с лучниками у Богаруси вышел обосрамс. ДВОЙНОЙ, я бы даже сказал. Обратим внимание  Тыловые лучники, которым приказано стрелять по ближним (что они тащем-та и делали бы даже без скрипта) делают именно это - стреляют по ближним. Ульму-доспехофагу по-прежнему пофигу на какие-то там стрелы, а вот нашим голожопым ХЛЫСТАМ - вовсе нет. И что мы видим? Лучники убивают больше хлыстов, нежели пехотинцев Ульма и при этом ПОЛУЧАЮТ ОТВЕТКУ от хайблесса, то есть дохнут сами. Ожидаемо? Вполне. Можно было предотвратить? Легко. Игрок-Богарусь уже начал грызть локти, но это еще не все. Посмотрите на пехотинцев, что подошли к лучникам СЗАДИ. В этом ходу начинают двигаться отряды, которым было приказано ждать-потом-атаковать. А лучники были поставлены прям посередине построения в плотную линию (не двойную, но тем не менее плотную), которая НЕ ДАЕТ возможности пехоте пройти сквозь, не нарушая строя. Сколько ходов нужно на то, чтобы пройти сквозь линию или обойти ее? Нуу, видите там стоит одинокий militia из того отряда, что стоит сзади? Так вот, этот боец из числа ПД, которые атакуют не с 3го, а с 1го хода. Wait... oh, shi через разреженную линию пехота прошла бы более-менее свободно.

boi1 4 boi1 6

Хлысты начинают ХЛЕСТАТЬ. Пехота Ульма страдает, но постепенно убивает поехавших самобичевателей. А Богарусь тем временм совершает ХОД КОНЕМ, точнее всей конницей. Уже на следующий ход они смогут пробиться через вражеские фланги. Рупрехт, все больше напоминающий капитана Бройлера-747, снова совершает ОБОДРЕНИЕ, на этот раз пехоты по центру.

Надо сказать, что огонь, магма, стрелы и банишы серьезно помяли мораль гулей и особенно копейщиков, так что Рупрехт во второй раз подряд предотвратил морал фейлур. Что все равно не отменяет факта проебанного хода. Ровно как у засыпающего хочмейстера.

И все же пехота Ульма делает очередную попытку разорвать pookani хлыстам. Кровь, кровь эвривер. Половина Ульмовской пехоты отныне инвалиды. Помогавшие им чорне тамплиеры уже на последнем издыхании (1 хп у одного, 10 у второго, у обоих battle fright).

boi1 7 boi1 8

ВНЕЗАПНО просыпается хочмастер и присоединяется к тамплиерам. У обделенных скриптом командиров такое бывает под конец боя.

ИВАНЪ вновь посылает Фаербол Нового Хода, в этот раз убив сразу троих Ульмовцев. Больше никаких шуток! Смайти разрывают в ключья еще двух пехотинцев, а тролль-Леонтий ОБОДРЯЕТ застрявшую в лучниках пехоту. Похоже, Богарусь начала праздничную оргию чуть раньше времени. Магма-болты убивают еще полтора пехотинца. Упадок морали по всему Ульму.

По флангам еще остались последние хлысты (заметим, что они никуда не сбегают несмотря на то, что весь отряд полег - и это вполне себе без БУСТА К МОРАЛЕ). КОРОБКОРОЖДЕННЫЕ не выдерживают этого зрелища и сбегают еще до того, как Богарусь дает очередной залп. Поэтому все лукари Богаруси бомбят остатки пехоты - благо теперь френдли фаерить некуда. Конница дошла до пошатанных флангов Ульмовской пихотки, и игрок-Богарусь уже ПРЕДВКУШАЕТ, как бравые дружинники выполнят свой приказ attack REARMOST, ведь позади как раз остались только командеры! Очередная надежда. Очередной фейл.

boi1 9 boi1 10

Конница не побежала ногибать командиров, хоть и препятствий было всего ничего. А все почему? Потому что если один член отряда наткнется на препятствие по пути к цели (на врага, то бишь), то он попытается это препятствие ЛИКВИДИРОВАТЬ. А вместе с ним - ВЕСЬ сраный отряд. Вот так. Кто скажет, как было строить конницу ПРАВИЛЬНО - тому няшный лучик любви от ОПа.

Ульм пока еще держит более-менее угрожающую силу по центру. Но если посмотреть внимательнее, вся эта пехотка, за исключением дохлых алебард, побежит за коробкорожденными в этом-следующем ходу. Средняя мораль по отряду 10. Центр Богаруси же только начинает формироваться из-за глупой ошибки с лучниками. Пока они тормозят, айн-цвай-хандеры успевают добежать до флангов и покоцать конницу.

А у нас начинается 5й ход, и начинается он с... Иван? Иван? Твой выход, Иван. Хм, похоже Иван слишком УСТАЛ, чтобы кастовать фаерболы. Пока он отдыхает, Леонид все еще проводит церемонии мужества. При живых-то алебардах. И тут игрок-Богарусь понимает очередной недочет в своих скриптах. Какой - сами угадывайте или ждите поста-подведения итогов Смайты, магма болты, нагибание кавалерией флангов и решающий залп лучников по самой середине сделали свое дело: побежали все, кроме гулей, но и тех хватило на один лишь ход: баниши трех мощных пристов сбили с них спесь. Тамплиеры с пьяным хочмастером слишком поздно выбросили МОРАЛ ФЕЙЛУР: их окружили и добили. Да и в целом спаслись немногие.

boi1 11

Теперь подведем итоги для обоих игроков, после чего попытаемся ответить на вопрос: возможна ли победа Ульма в данных обстоятельствах? И если да, то как ее достичь?

Слоу-ОП потихоньку продолжает. ИТОГИ.

boi1 12 mini boi1 13

Ульм попущен, Богарусь победила. Вот с победителя и начнем.

Посмотрим на потери: 41 человек. Неплохо, но и не хорошо. Большинство потерпевших - хлысты (33 трупчинских). Так и задумывалось, только вот убивать их должен был враг (и получать за это обратку от B9), а не стрелы в спину от своих же лучников. По той же причине мы видим 3 лучника мертвыми еще один получил аффликшен битвобоязни от такой хуйни. Это все кажется мелочами со стороны, но самом деле ими не является. Ведь если бы отвести луки от пехоты Ульма в сторону его же рейнджеров, то кто знает? Возможно, Рупрехта убило бы первым залпом на первом ходу.

КОРОБКОРОЖДЕННЫЕ точно бы дрогнули раньше, а за ними и пехота. А может именно тех нескольких хлыстов не доставало, для МОРАЛ ФЕЙЛУРА? Сейчас мы об этом не узнаем. И может все и закончилось хорошо, но:

  • Могло бы быть лучше;
  • Могло бы привести к катастрофическим последствиям при другом раскладе.

То есть, Богарусь легко отделалась - спасибо низкому скиллу Ульмовского командера. Пехота была сохранена отчасти благодаря ошибки с линией лучников - они буквально ПРИКРЫЛИ ИХ СВОЕЙ ЗАДНИЦЕЙ. В ближнем бою пехотинцы Ульма, конечно, несравненно выше пештов и тем более воев. А вот войскам ПД дорогу перекрыли зря. Это та капля чаффа, что удержала бы центр пехоты в центре и не дала бы им напасть на фланги. Возможно, тогда удалось бы сохранить 4х дружинников. И если уж на то пошло, фланговые маневры следует признать лютым фейлом. 4 дружинника потеряны, до вражеских командеров мы так и не добежали, дав им спокойно уйти (и даже РУПРЕХТ спасся).

Рядовая дружина - это вам не малая дружина. У рядовой нет копий и соответственно нет чаржа. Низкий протекшен, низкая атака, относительно низкий дамаг, отсутствие щита - ну какая это кавалерия? Зато есть луки. И есть приказ fire and keep distance, например. Хмм. Возможно, стоило использовать его? Тоже нет, у нас и без того сотня луков и лишь одна более-менее подходящая мишень: рейнджеры.

Значит, надо анализировать кавалерийский удар и причины такого лютого фейла. Смотрим на пик 2. До края АЖ ПЯТЬ (!) клеток. А ширина отряда ТРИ клетки. И на что тут вообще было расчитывать? А на самом деле нет ничего страшного в том, чтобы объединить два фланга в один (при такой слабенькой кавалерии - тем более), но сделать это грамотно: пустить несколько единичных конника по сааамой крайней клетке с приказом ждать-и-атаковать-задних - они точно добегут до командиров.

Проблема в том, что у рядовой дружины Богаруси довольно низкая мораль и лучше создавать таких юнитов в слотах опытных командеров. А ставить на их место князей-тугов - так вообще было бы идеально. Не помешало бы поместить одного-двух конников чуть впереди остальных в отдельном отряде с приказом на стрельбу-и-выдержку-дистанции.

Зачем? Чтоб хитрозадый Ульмовский скриптер, приказавший арбалетчикам ОТСТРЕЛИВАТЬ КОННИЦУ, напоролся на наших бравых лучничков (которых можно и магуну какому дать, сбегут - и по барабану). То есть, с конницей у Богаруси вышло невнятно.

Теперь призадумаемся над скриптами командеров. Тут ошибка на ошибке. Шанс на попадание фаербола в первые ходы, при таком-то расстоянии, был -1 из 10. Магма болт вообще не доставал дальность. А Леонтию-ангелу следовало бы скриптануть 1 ход церемонии мужества и 4 хода банишмента.

Если бы цели не нашлось, он и сам бы продолжал церемонить. А так мы дали гулям отдышаться между сеансами экзорцизма. И ради чего? МОРАЛИ. Меня скоро от одного слова тошнить будет, но вернусь к ней чуть позже. Пока о магунах.

Колдовались ли правильные спеллы? Не совсем. Даже с учетом скудного арсенала, можно было бы подобрать что-то поинтереснее. При касте того же Sulphur Haze АИ обычно выбирает целью КОРОБОЧКИ, да ПОПЛОТНЕЕ. Яд, огонь и оглушение одновременно? Да это бы вмиг повергло наших горе-лучников в бегство, никакой РУПРЕХТ бы не ободрил. Но не позволял чертов РЕЙНДЖ. Или позволял..?

А правильно ли стоят магуны, если уж на то пошло? Я бы хотел обсудить это позднее и на примере Ульма. А пока вернемся к морали. МОРАЛЬ, МОРАЛЬ ЭВРИВЕР. Нам нужно больше морали, давайте все обмажемся блобами и будем СЕРЕМОНИ ОФ КОРАДЖ! Морали много не бывает, мораль сама себя не повысит. А ты уже прокачал мораль? Мораль - наше все. Моралью единой бои вытягиваем.

А теперь ужасающая правда без смс, СПОЙЛЕР: ваши бойцы не становятся сильнее от высокой морали. Тащем-та она ВООБЩЕ ничего не меняет. Зачем она нужна? Чтоб не наделать в штаны во время боя и чтоб проходить некоторые чеки: fear, awe и подобные.

Если допустить, что Богарусь заранее была уверена в своей победе и целью ставила лишь МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОТЕРИ, то на мораль следовало бы забить в первую же очередь. И очень, очень, ОЧЕНЬ часто в домах мораль не имеет никакого значения при построениях. СОВЕРШЕННО никакого.

А еще бывают ситуации, когда мораль нужно снизить намеренно. Одну из таких ситуаций я планирую наглядно расписать в следующем примере, когда речь пойдет об Ульме и правильной тактике за него. Кстати об Ульме. Что вынес для себя игрок-Ульм? Да ничего.

Мы же все помним, что Ульмом рулил никакой не нуфаг, а обладатель АВТОРСКОГО ВИДЕНИЯ. Таких людей сложно в чем-то переубедить. Блоб = мораль и точка! Игрок обиделся bombanooley и вышел. В следующей части эксперимента я передам Ульм в руки выдуманного опытного игрока, познавшего дзен и дух Рупрехта. Он пояснит нам за хитрое позиционирование магунов, нейтрализацию вражеских лукрей бесплатно и без регистрации и откроет двери в волшебный мир приказа GUARD COMMANDER.

Взгляд со стороны Ульма

В этот раз за Богарусь играет смелый экспериментатор, ветеран варгеймов и просто хороший человек. К слову, закончив это построение, я поймал себя на мысли, что в 99% я пользовался ТЕМ ЖЕ САМЫМ построением при игре в Brytenwalda (мод на Скачи@Мочи), разве что магунов у меня не было, лол. Поэтому не изучив движка и особенностей домов, такое построение трудно назвать нелогичным или очевидно неправильным. К сожалению, дом не прощает ошибок и ненавидит тебя и твои эксперименты. Возможно, поэтому все бегают блобами.

boi1 14 boi1 15

И поставлены были хлысты впереди, и было им наказано: "Ударь ближнего своего, да ударен будь".

Лучники поставлены в разреженную линию впереди, но не впритык к хлыстам, с приказом стрелять-и-отступать и без указания конкретной цели. Ставить лучников впереди армии на время приближения врага - это НОРМАЛЬНО, это обычная практика в боевых маневрах, начиная чуть ли не со дня изобретения лука. И как бы нас не приучали к обратному HoMM и иже с ними, факт остается фактом.

Мы поставили пехоту по центру в форме коробки и дали им приказ атаковать широких. По возможности они будут пытаться атаковать кавалерию (крупнейший отряд Ульма) или хочмастера, но если по пути попадутся враги - атакуют врагов. Поставить их чуть подальше, пусть вначале дойдет зондер-команда, Тащем-та, тоже объяснимое желание. Кто захочет разбивать слабенькую легкую пехоту об толстых опытных вояк Ульма? Пусть их сначала помнут, а уж там числом задавим.

Магам прописывать конкретные спеллы не стал - пусть решают сами. Как мы помним, в прошлый раз старец упал в обморок уже после 4го фаерболла. Может, АИ предложит лучшую альтернативу? Да и арсенал НЕБОГАТ, так что разница небольшая.

Что же касается священников, то князь наколдует диванное благословение, а остальные ворвутся либо по банишу гулей, либо по смайту более живых врагов, ну либо будут церемонить отвагой. Почему нет?

Мораль важна, в конце концов. Большая часть войска отдана князю, как лидеру с наибольшим бустом к морали. Лучникам мораль важна не так сильно, а пештам приказано охранять командира же. К слову, изначально планировалось показать некоторые фокусы с этим приказом от лица Ульма, но раз уж Богарусь занялась этим сама, то Ульму дублировать урок уже незачем - оставим НЕОЗВУЧЕННОЕ на третий раунд

Аноны-анончики, хотя РУПРЕХТ и ждет своего выхода с нетерпением, я бы хотел на минутку прерваться и дать разбор другому бою - из реальной партии, которая прошла намедни у меня и одного беспардонного джентльмена. Я играл за МА Ульм, а он за МА Миктлан.

Оба словили тонну баттхерта и, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, этот бой будет поинтереснее вымышленного.

Состав двух сборных, если позволите. Потери и итоги я потер. ИНТРИГА, лол.

boi2 1 boi2 2

Дневник Ратерика Пафосного, героя Ульма, лидера западного фронта.

boi2 3

Весна 4го года войны за Троны Восхождения.

День 1. Хорошо, что подкрепление со столицы смогло перейти замерзшую реку во время зимы. Дела на дальнем западе идут с переменным успехом, но здесь это уже второй замок подряд, что нам удается взять почти без боя. Сотни рабов Миктлана стоят у границ - ну и пусть. Что они сделают? Закидают нас камнями? Или будут убивать своих баб у нас на глазах? Ну в худшем случае на нас набросятся СОТНИ ГОЛЫХ МУЖИКОВ и попытаются нас задушить. Ха. Задушить. Надо еще выпить.

День 3. Дал пизды осадным инженерам. Почему нам вообще приходится осаждать ПАЛИСАД? Все равно, что тратить месяц, чтобы открыть деревянную калитку. Но мы не должны спешить. Покажем этим рабовладельцам, насколько мы ПАФОСНЫ.

День 8. Целый день рассматривал свои доспехи. Они охуенны.

День 14. Что-то этих дикарей как-то СЛИШКОМ много по границам стоят. Слухи и донесения слепых стариков-наркоманах говорят о том, что их больше тысячи, готовых напасть уже на днях. Глупости и суеверия, но лучше внести изменение в БОЕВУЮ ФОРМАЦИЮ. Надо немного подумать.

День 27. Подумал. Мы будем просто ПАФОСНО СТОЯТЬ. Маги-кузнецы и священники все разрулят, а мясо и прочий чафф сдержат этих идиотов. Только вот чаффа нет. Только собаки в кольчугах, а их жалко оче. Надо нанять наемника. Вот, Отто "Великий", лол. Тупая обезьяна, под чьим началом еще 75 не менее тупых обезьян. Хмм, они одеты в то, что в этих землях считается ДОСПЕХАМИ, а еще умеют в метание чакрамов. Да, пожалуй поручим им встать в первой шеренге и наводить страх на глупых дикарей. Обещает дойти до осажденного палисада за три дня. Ну а если никто не нападет, пойдем штурмовать. ШТУРМОВАТЬ, лол. Палисад, в котором даже никого нет. Ну и ладно. Мы просто ПАФОСНО ЗАЙДЕМ внутрь.

День 30. Гонец с донесением. Отто Великий убит бабой-дикаркой. Его обезьяны разбежались. Подкрепления не будет. А еще Миктлан напал на нас всеми силами. И наши войска уже встали в то построение, которое отработали три дня назад. Ждут только меня и войско Отто на передний флаг. А еще гонец странно смотрит на меня, пока я пишу эту запись. Интересно, почему? Ах, да. Надо идти. Главное держать ПАФОСНОЕ выражение лица шлема.

boi2 4 boi2 5

 

 

Такое вот ПОЛОЖЕНИЕ. Пока войска обильно смазывают вазелином задницы, поясняю для тех, кому лень читать господина Пафосного: при обсчете хода сначала ходят ассасины, а потом другие войска. Отто Великого, наемника и предводителя отряда в 75 обезьян, убили до того, как он успел прибыть на поле боя. А нет командира наемников - нет и его армии. А поскольку при построении ОП ОЧЕНЬ НА НЕЕ РАССЧИТЫВАЛ, то получился вот такой Омск (пик 5). Поэтому вместо того, чтобы заранее описывать мою задумку, я буду разбирать то, что происходило степ-бай-степ, а в скобках упоминать о том, как это должно было выглядеть ПО ИДЕЕ. Для интересующихся: у Миктлана хайблесс B9, у меня E4D4

boi2 6

Разрядить обстановку пытается Рексус Хайнц, победитель дикарей: кастует благословение. Единственное благословение, которое я заскриптовал на этот бой. Итог:

boi2 9

Если наш знакомый из прошлого примера, пьяный хочамстер, попал по одному коннику из 3х, но ХОТЯ БЫ БЛАГОСЛОВИЛ И СЕБЯ что довольно забавно, если задуматься, то священник-кузнец Хайнц не смог сделать и этого. Если ты назван в честь кетчупа, то ты помидор. К слову божьему прислушался лишь один маг из всей кучи. Остановимся на секунду на этом моменте.

МА Ульм имеет ПРОБЛЕМУ: не завезли священников. Priest Smith имеют лишь H1 и тратить их ходы на блесс крайне нежелательно - результат перед вами. Black Priest у меня в этой армии нет вообще, хотя ТЕОРЕТИЧЕСКИ блэк прист с S1 мог бы войти в коммунну из инди-астраломагунов и разогнаться до диванного блессинга. На практике имеем смехотворный шанс на генерацию такого приста, а ведь он нанимается только в столице.

Обычные Black Acolyte, к сожалению, не нанимаются в обычных провинциях с храмом, как какой-нибудь Мариньонский Friar, а в замках нам нужны кузнецы и конники-туги. Остаются инди-присты, но чем глубже в территорию врага заводит тебя война, тем сложнее с ними становится. Да и не сказать, чтоб их найм стоял высоко на лестнице приоритетов. Когда ставишь командеров на одну клетку и молишься, чтоб АИ приткнул их поплотнее и блессинг попал по большинству, обычно все идет НАОБОРОТ.

А еще ОП сильно натупил, когда переставлял армейку и поставил не-сакредных кузнецов на клетку с сакредными кузнецами-священниками. А впрочем, благое слово все равно попало куда-то СОВСЕМ НЕ ТУДА. С одной стороны, дать претендеру E4 ради реинвигора на магунах - звучит здраво. И 8 временных ХП тоже не лишние. Только не подумайте, что эти школы ОП брал ради блесса, лол С другой, МА Ульму оче сложно реализовать блессинг на магунах.

Поэтому если вы думаете брать E4 на претендере МА Ульма ТОЛЬКО ради блессинга - не берите и избавьте себя от головной боли. Пристов у Ульма нету, потому что они ему не нужны. Далее группа магунов-аутистов по центру обмазывается Summon Earthpower.

boi2 8

На это у них уходит весь первый ход, но оно того стоит: сниженный расход фатига и повышение школы земли на единичку. В свою очередь, рост навыка в школе, понижает фатиг при касте ЕЩЕ больше. Половина магунов в этом бою вдобавок обута в сапоги земли (еще +1 к школе), а некоторые из них - счастливые обладатели крококамушков (еще +1 и 1 временный землегем).

Мастер-кузнец Йозеф Габен становится магуном земли аж 6го уровня. Аутист в крайнем правом углу поставлен отдельно намеренно: он кастует тяжелый (300 фатиги) спелл и падает в обморок. Толпится в кругу активных магов в надежде на блесс незачем - он при любых раскладах не очухается до конца боя.

А спелл тот зовется Curse of Stones и ТЕОРЕТИЧЕСКИ он резко повышает затраты фатиги у всех врагов на поле боя. На практике это хорошо бы работало против юнитов с высоким энкумбрансом (против моих щитоносцев, например), а еще лучше против магунов. Комуннорабов это бы вообще убило. Но вот против голых военов Миктлана оно как бы ниочинь.

Но логика здесь такова: у Миктлана сотни и сотни военов. У многих вполне себе средний энкумбранс (5 и даже 6), а маг. резист утонулей у каждого (9 у 99% армии с учетом шкал доминиона). Спелл не действует на летающих существ, но сакредные воины-орлы летают ТОЛЬКО после получения благословения. А значит, в первом ходу являются вполне себе таргетом для проклятия. А позже, когда они начинают летать, расход фатига становится просто огромен. Ну и в конце концов, ради не стоит вычеркнуть из боя одного магуна и потратить 2 землегема (с учетом 1го временного) ради такого западла?

И экран темнеет красивенько :3 Итак, Граммар Натцель, что с рождения ненавидит все неграмотное быдло, ПРОКЛИНАЕТ ИХ ВСЕХ ВО ИМЯ КАМНЯ. И падает в обморок. Смотрим на результаты его труда и тяжело вздыхаем: под проклятие попала от силы треть армии Миктлана.

То есть, даже с 9м уровнем маг. резиста сопротивиться этому спеллу не стоит никаких трудов. Маги, у которых резист традиционно выше, не задеты вообще. НУ ЧТОЖ. Два мага-священника слева, что так отважно стоят перед алебардами, заскриптованы на призыв земляных элементалей. Няки хороши тем, что автоматически становятся ЛАРЖЕСТ в моей армии, привлекая заскриптованных + становясь излюбленной целью для половины магунов. А падают они тяжело, очень тяжело. Недооценив масштабы бедствия (опять же, рассчитывал на бибизьян), я заскриптовал лишь два элементаля.

В первый ход больше и не надо, но те же священники, с учетом навыка в школе магии, могли бы призвать еще. А я, как старый еврей, зажал землегемы на это богоугодное дело. Даем арбалетный ЗАЛП.

boi2 7

10 рыл, в основном саперы для быстрых осад. Против Миктлана арбалеты пошли бы неплохо, но испытывая традиционные деньгопроблемы в попытках зарашить строительство и рисерч, мною было принято от них отказаться. Против других противников в партии (Асфодел, Ситис и Агарта) они либо бесполезны вообще, либо оче малоэффективны.

А еще у меня стоят абсолютно бесполезные в бою осадные инженеры. Возможно, стоило бы заскриптовать им ПОБЕГ, но потом пришлось бы догонять армию из соседних провинций. А вокруг, как мы видели, опасно. Мамки-оссосины.

Песики, элементали и одинокие психи в первой шеренге, не дождавшиеся обезьян, ИДУТ. А в бой вступают МИКТЛАНОВСКИЕ НОРКОМАНЫ. И тут сука ЭИР ШИЛД начался. Все, кто не вступают в коммунион, кастует Air Shield. Да, в т.ч. ВСЕ эти 25 небесных священников.

Пока ОП может только гадать, что он делает - пытается ли РАСТЯНУТЬ МОИ МУЧЕНИЯ или просто троллит. Возможно, он хотел защититься таким образом от некоторых землеспеллов но стоило ли тратить на это ход, если можно просто расположить их подальше от потенциальных таргетов? - кто знает? Ход идет. Storm и Summon Storm Power никто не колдует.

Коммунион мастер/Коммунион слейв и воздух-щит периодически прерывается на блесинг, церемонию мужества и ВНЕЗАПНО одна из индеек на самом деле это оборотни-наркоманы Wooden Warriors. Ну чтож, во всяком случае собаки их не закусают.

boi2 11

А потом Миктлан начал ОБСТРЕЛ. Сотни камней полетели в хохочучих парней Ульма и со смешным "ДЗЫННЬ!" отскакивали от их доспехов и щитов. Из всего этого безобразия лишь один камень нашел свою цель, ОТОРВАВ ЛАПУ одной из милых собачек. Doggermaister, что стоит рядом с Ратериком, всегда говорил: "одних кольчуг мало, собакам нужны перчатки, шлемы и нажопники."

boi2 11 1

Скриптование пихоты, которая вдобавок вооружена оружием дального боя (например, голозадные войны Миктлана) - дело интересное. Если оставить их скрипт пустым, то они будут закидывать врага камнями, пока тот не подойдет вплотную или не кончится аммуниция. А чтобы послать их вперед, нужно командовать attack/hold and attack.

Но в данном бою, скорее всего, план был именно ДЕМОРАЛИЗОВАТЬ Ульм, показав сколько КАМНЕЙ есть в армии Миктлана. А у нас второй ход.

Рексус Хайнц, который так позорно обосрался с благословением в прошлый ход, обмазывается наконец землей. Лучше поздно, чем никогда. Лучше было не заморчиваться с блессингом и делать это в первый ход, но чтож А вперед выходит Кузнец. Джеймс Кузнец. Ему есть, что ответить на камни Миктлана.

Blade Wind охуенен против голожопых врагов, вроде Миктлановских рабов.

boi2 11 2

Итоги: как минимум дюжина рабов убитыми. Многим оторвало руки-ноги. За первым блейд виндом последовал второй, в исполнении Сильвестра Сталлоне, известного в Ульме любителя ящеров. Миктлану пока весело.

Правый фланг ИЗРЯДНО ПОРЯДЕЛ, но когда это Миктлан жалел рабов? А ЭИР ШИЛД защищает от любых снарядов! Бесплатно и без смс! Поэтому в бой вступает ЙОЗЕФ ГАБЕН! который рабов оче любит, на самом-то деле И тут ВНЕЗАПНО армия Миктлана осознает, что от ПАСТИ ЗЕМЛИ эир шилд не защищает.

Злые расщелины забирают в себя добрые десятки Миктлановских пехотинцев, старшего священника, ониксовую колдунью, других командеров (в сортах перьев не разбираюсь) и образуют брешь прямо в центре линии воинов (пик 3).

boi2 11 3

Вероятно, ОПу следовало наскриптовать побольше этой радости на втором ходу, но этот спелл достаточно фатигозатратный и требует высокого уровня в магии земли для внятного эффекта. Те, кто выжил во время самой атаки земли, застряли в дерьме.

Чтобы им оттуда выбраться - необходимо пройти чек на силу с открытым DRN, другими словами - через рандом это возможно, но шансы так себе. Этот спелл очень хорошо ломает строй и создает такие вот БРЕШИ. К данному моменту Миктлан потерял уже ЧЕТВЕРТЬ своих воинов (не рабов), которые по идее должны были быть костяком легкой пехоты, а не метателями-камней-в-черносталь.

Рендал, Пожиратель Индеек, кастует бафф на +3 протекшена широкому аое. К слову, не верьте описанию: он не действует на ОДИН ОТРЯД, таких аое в игре нет вообще. Он действует на 25 клеток примерно-коробочной-формы, но с долей рандома. Одно из ТЕХ САМЫХ спорных решений, но спелл сработал так, как ОП и надеялся: поднял бронь всей группе магунов (от камней не помрут), поднял бронь всей кавалерии, за исключением пары конников (что даст ей некоторое преимущество против инди-конников Миктлана) и всему правому флангу алебардистов (хотя им это как пятое колесо).

Агент СКУ (Спецназ Кузнецов Ульма) посылает третий залп ветра лезвий по многострадальному правому флангу.

boi2 11 4

Теперь только инди-кавалерия мешает Ратерику и его ребятам покарать магунов. Кстати о магунах, один из воздух-магов Миктлана ВНЕЗАПНО для себя осознал ненадежность эир шилда. В данный момент он грустно размахивает оторванной рукой и находится под БАТОЛ ФРАЙТОМ.

За ним ходит Арчибальд, Уничтожитель ДНИЩА (который тащем-та собирался показать пару фокусов Агартовским ПЕЩЕРАМ, но пока тренируется в дикарских войнах). Колдует стальные дротики, убивает пару рабов все на том же правом фланге.

"Нахуя он это делает", - спросит ОПа внимательный читатель и будет иметь на то полное право. Ну скажем, ОП чуть-чуть параноик. Я догадывался, что у Миклаши будет много воздух-жрецов, а ими ведь можно распорядиться по-разному. Что, если он поставил бы их в первую шеренгу и распорядился весь первый ход призывать младших элементалей воздуха? Да, дорого по гемам. Зато им насрать на пасть земли и ветер лезвий. Тут только дротики бы их и поранили. Другими словами, страховка под давлением паранойи.

Далее следуют еще три блейд винда в исполнении Юлия Телльманна, Смитерса и Гарри Хоппера и еще один заряд железных дротиков от Виктуса Смерть-Индейко-Оборотней. Бомбят, в основном, центр и чуть-чуть левый фланг.

boi2 11 5

Пару жрецов таки умирают, еще одному отрывает ногу. Собаки и элементали земли ИДУТЪ. Наступает очередь Миктлана. Если кто-то считает его предыдущий ход СТРАННЫМ, вы просто не знаете, что будет дальше...

Автор: Grimwulf, он же dom4op

 

P.S. К сожалению наш любимый автор, аутист-кун, так и не дописал  диссертацию о проблемах построения на поле боя, так как решил покинуть мир русскоязычных игроков и отправился на буржуйские форумы, что бы там продолжить свои изыскания об игре. Печально, но такое иногда случается и талантливые аутисты уезжают на запад. Будем благосклонны  к автору, он просто не выдержал суровых реалий русскоязычной конфы...